Перейти к публикации
Забыли?Регистрация
Wian

От прекрасного к прекрасному! Исторический экскурс.

Рекомендованные сообщения

Уважаемые дамы и господа! Я пришла к такой мысли, что возможно тема будет интересной. Делюсь с вами! Увлекшись вышивкой, я стала обращать больше внимания на Великие полотна и всевозможные легенды и мифы. Таким образом больше интересоваться прекрасным. Предлагаю делится в этой темке любимыми полотнами Великих живописцев, легендами и мифами. Небольшой исторический экскурс.

elis, Lusha73, flowering и 18 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

post-3183-1326530614_thumb.jpg

Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Годива (англ. Godiva от латинизированного др.-англ. Godgyfu, Godgifu — подаренная Богом; 980—1067)

Легенда

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город.

Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги.

Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп.

nicvo4ka, t-a-t-a, Kristia и 45 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Валюша, просто супер-огромное спасибо за открытие такой интересной темы, и за такой рассказ. Буду здесь постоянным гостем!

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Валюша, просто супер-огромное спасибо за открытие такой интересной темы, и за такой рассказ. Буду здесь постоянным гостем!

Светлана, спасибо большое! Я к сожалению совсем не специалист в этой области! Но хочется культурно развиваться!) Очень надеюсь что вы поделитесь со мной и со всеми своими знаниями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я два дня совсем не вышивала, вообще некогда было, а сейчас сяду повышивать и буду думать , вспоминать свои любимые картины!

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Валя - тема очень интересная! Спасибо огромное! :give_rose:

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Валюш, спасибо за тему и очень интересную легенду, картина прекрасна, я полюбила ее благодаря одному очень любимому мной человеку :rolleyes: Считаю себя темнотой в мире искусства, но в последнее время очень заинтересовалась изобразительным искусством, а с вами изучать эту тему будет еще интереснее!
Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А вот для тех, кому понравилась эта картина, - небольшое дополнение:

Ох уж это дополнение, оно прямо-таки взывает к тому, чтобы отрастить еще пару-тройку рук :)

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Wian, Валюша ,очень интересно!Огромное спасибо!
Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А я вам расскажу историю про картину Фрагонара "Качели" (взято ЗДЕСЬ )

"Изначально с просьбой написать эту картину барон Сен-Жюльен обратился к Габриэлю Франсуа Дуайену, историческому и религиозному живописцу. Рассказ Дуайена в передаче Колле таков: ”Поверите ли, – сказал мне Дуайен, – через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину... Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной... Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину... «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания; и чем более вы захотите внести веселости в этой произведение, тем будет лучше». Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами»”.

В конце концов, Дуайен отказался от заказа, рекомендовав вместо себя Фрагонара. На картине Фрагонара епископ превратился в некоего молодого человека, но сам заказчик действительно изображен в той позе, которую и хотел. Сама круглолицая красотка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики; в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а владелец "прелестного создания" изображен совсем юным кавалером. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее."

P.S. Кстати, эту картину можно встретить в схемах вышивки у ГК, Скарлет Квинс, Вилера, Eder kits и некоторых других фирм.

post-358-1326563674_thumb.jpg

t-a-t-a, Wian, Пушистая и 20 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дама и единорог

Хуан Мануэль де Фараминьян

post-3183-1326563148_thumb.jpgЗагадка замка Буссакpost-3183-1326563199_thumb.jpg

В музее Средневековья аббатства Клюни в Париже хранится серия гобеленов, или шпалер, изображающих Даму и единорога. Пять из них, как считается, представляют аллегории пяти чувств, по которым они и получили свои названия. Шестой принято называть «? mon seule d?sir» («Мое единственное желание») — по вытканному на нем девизу.Кто и когда создал эти шпалеры, которые известны сегодня всему миру? В 1841 году их в подвалах замка Буссак в Крез нашла известная писательница Жорж Санд. Нижняя часть шпалер была испорчена от сырости, позже недостающие части дополнили — такими их можно увидеть сегодня в музее Клюни, куда они были привезены в 1882 году.

Однако Жорж Санд утверждала, что гобеленов было не шесть, а восемь. По ее словам, на седьмом гобелене Дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом — ласкающей двух белых единорогов.

Что же символизируют изображения на гобеленах? Какой смысл имеют эти диковинные звери, цветы, птицы, о чем рассказывает образ загадочной Дамы?

Между львом и единорогом

И на Востоке, и на Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному, возвышенному, был символом совершенной чистоты. Лев в геральдике представлял материю или силу, материальную силу, а Дама в символической иконографии всегда олицетворяла душу — как одного человека, так и anima mundi, то есть мировую душу.

Дама, душа, находится между львом-материей и единорогом-духом, и, рассматривая гобелены, выставленные в музее Клюни, мы можем узнать интересные подробности о том пути, который должна пройти душа, прежде чем она научится властвовать над материей, львом, с помощью духа, единорога.

Путь души

В каком порядке располагались гобелены? На этот счет существуют разные предположения, лично я разместил бы их так: «Осязание», «Вкус», «Зрение», «Обоняние» и «Слух». Затем гобелен с девизом «Мое единственное желание», гобелен с Дамой на троне и, наконец, гобелен с Дамой и двумя единорогами. (Замечу, что другие исследователи предлагают иной порядок — «Обоняние», «Вкус», «Зрение», «Осязание» и «Слух».)

Такое расположение гобеленов не произвольное. Оно соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от материального к духовному: от самых материальных чувств — осязания и вкуса к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое, духовное, и к самым тонким чувствам — обонянию и слуху. Три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей.

Дама на гобеленах никогда не изображается в одном и том же наряде — меняются и ее одежда, и прическа, и атрибуты. Как олицетворение души, она является осью, центром всей этой иконографии. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания. Дама-душа — это еще и двойственность нашего разума: практического, конкретного разума и чистого разума. Первый склоняется, по Канту, к гипотетическим императивам материального мира, а второй, наоборот, к категорическим императивам мира духовного.

Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей.

post-3183-1326563235_thumb.jpg«Осязание»: решиться на борьбуpost-3183-1326563307_thumb.jpg

На этом гобелене Дама смотрит вправо и держит в правой руке четырехугольное знамя льва, а левой рукой сжимает рог единорога. Некоторые исследователи видят в нем фаллический символ, однако здесь рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. В такие же цепи закованы животные, изображенные на этом гобелене. Все, кроме птиц.

Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты, а в небе сокол пытается поймать цаплю. Среди животных мы видим обезьянку. Она появится и на гобелене «Обоняние» — когда вновь Даме нужно будет принять важное решение, когда нужно будет выбрать.«Вкус»: от хаоса к разуму

На льве и единороге церемониальные плащи, они оба несут знамена. Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог — четырехугольный флаг льва. Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи. Дама приручила сокола, которого мы видели на предыдущем гобелене, и удерживает его сокольничьей перчаткой из кожи. Сокол (или попугай, как полагают некоторые комментаторы) представляет конкретный разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает желуди и отдает их птице.

Вероятно это говорить о том, что Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.

«Зрение»: созерцать высшее

Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение.

Зеркало можно сравнить с нашим разумом, который на предыдущем гобелене символизировала вода в Чаше, приведенная в движение, оттого что Дама доставала оттуда желуди для сокола. Теперь, когда волнение воды успокоилось, она стала подобной зеркалу и в ней отражаются те высоты, которые до этого увидеть было нельзя. Сокол, машущий крыльями, может олицетворять разум в движении, а ровная поверхность зеркала — это разум в состоянии покоя, который тогда отражает единорога, духовное. Левой рукой Дама обнимает единорога за шею.

По этому гобелену можно изучать чакры (энергетические центры человека в восточной традиции) — так полагают некоторые комментаторы. Они отмечают, что рукой Дама активизирует жизненную точку позвоночного столба единорога; элемент ее головного убора очень напоминает язык пламени и представляет верхнюю чакру; пояс в форме глаз, который украшает ее талию и подчеркивает, в отличие от других гобеленов, ее большой живот, указывает на солнечное сплетение.

Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, — так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.

«Обоняние»: отречься от материального

Рядом с Дамой снова появляется служанка, которая может олицетворять сознание. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, персонаже индийского эпоса «Рамаяна». Царь обезьян Хануман помог Раме освободить Ситу (также символ души) из рук Раваны, который представляет материю. Кроме того, обезьянка была изображена на знамени Кришны в «Бхагавадгите». Она появляется каждый раз, когда надо принять великое решение — сражаться или отказаться от борьбы. Обезьянка может символизировать интуицию, последний мост, по которому нам остается пройти, чтобы достичь духа.

Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка — она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу. Лев и единорог снова со щитами, и они снова держат не свои знамена. Снова борьба, и обезьянка вновь появляется в час выбора.post-3183-1326563429_thumb.jpg«Слух»: гармония духаpost-3183-1326563471_thumb.jpg

Лица Дамы и ее служанки — души и ее сознания — умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Снова прическа Дамы напоминает язык пламени, а все животные освобождены и мирно отдыхают. Лев и единорог без щитов и без церемониальных плащей, держат собственные знамена. Они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах — решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.«? mon seul d?sir»

Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание — достичь Мудрости и соединиться с Духом. Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Там, в шатре — а это символ все преобразующей алхимической печи, атанора, — осуществится ее окончательное преображение. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, их знамена опять поменялись местами, но они обнажены и у них уже нет щитов — они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои превращения. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени. Остроконечное украшение на головном уборе Дамы указывает на ее пробуждение и внутренний свет, который освещает ее спокойное лицо. На служанке похожий убор, а сбоку ото льва сидит на подушке собачка, может быть, олицетворяя подчиненные разуму инстинкты.

Утраченные шпалеры

Два гобелена, которые были утеряны и которые описала Жорж Санд, должно быть, рассказывают о продолжении процесса восхождения души. Ни на одном из них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. А Дама, душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию, саму Мудрость. В Даме, которая изображена на восьмом гобелене сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, мы могли бы увидеть символ преодоления двойственности и объединения души с Высшим «Я» — цель длинного пути души к ее небесным истокам.

Срединный остров

Действие происходит на небольшом круглом острове. Остров этот утопает в цветах и буйной растительности; на нем живут разные домашние и дикие животные, которые на первых коврах недоверчивы или враждуют друг с другом, а на последних, когда Дама-душа овладевает своими чувствами, сосуществуют в мире и гармонии. Церемония преображения происходит в особом огороженном месте — чтобы развиваться, душе необходимо ограничить область своей работы.

Кроме того, этот срединный остров символизирует преодоление противоположных начал, достигающих равновесия в гермафродите. Здесь не только лев и единорог представляют две полярности: на острове живут домашние и дикие животные, которые на последних коврах уже не страшатся друг друга. Двойственность мы находим и в растительности: апельсиновое дерево и колючий падуб женские растения, а каменный дуб и сосна — мужские. Двойственность поддерживается и в ссылках на эстетические восточные и западные модели, и это заставляет нас обратиться к одной из версий о происхождении гобеленов, связанной с оттоманским принцем Джемом. Именно он мечтал о свадьбе Востока и Запада.

post-3183-1326563568_thumb.jpgСвадьба Востока и Западаpost-3183-1326563597_thumb.jpg

Принято считать, что шпалеры в качестве свадебного подарка получила Клод Ле Вист, дама из знаменитой лионской семьи; потом они оказались в замке Буссак, где их и увидела Жорж Санд. Скорее всего, их около 1500 года соткали фландрские мастера, но, возможно, по более ранним образцам.

В изображениях заметно сильное восточное влияние. И потому считается, что восемь работ, ставших образцами для французских шпалер, были сотканы между 1482 и 1488 годами по заказу принца Джема (в Европе его называли Зизимом), сына Мохаммеда II. Принц очень интересовался тайными науками и мечтал о союзе Креста и Полумесяца, или, как говорил он сам, о свадьбе Востока и Запада. Весьма вероятно, что эскиз гобеленов-образцов был оставлен в замке Бурганеф в Крез, где принца Джема держал в заточении Пьер д'Обюссон, Великий магистр рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского. Не все согласны с этой версией, однако Пьер д'Обюссон, знавший глубокое символическое значение изображений, вполне мог поручить фландрским мастерам выполнить гобелены по эскизу принца Джема, и он же мог потом перевезти шпалеры в замок Буссак.

Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает нам о свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми, возможно в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности мысли между Востоком и Западом.

***

Проходят века, но Дама и единорог на старинных гобеленах продолжают хранить свою тайну. Тайну замысла, тайну происхождения, тайну символического смысла.

Электронное издание "Человек без границ". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл №ФС 77-20081 от 3 ноября 2004 года.Ссылка

Solga1, Татуся, gracy_trefoil и 20 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Wian, Валерия, Спасибо!Девочки!Очень интересно :clapping:
Валерия и Wian сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Валюша, спасибо, что привела здесь очень любопытные предположения касательно Дамы с единорогом! :give_rose: Я прочитала их с большим интересом, поскольку после посещения музея Клюни часто в мыслях возвращалась к этим гобеленам. Они поистине прекрасны, только их надо смотреть "вживую", ни одна фотография не передает всей красоты и внутренней силы, которые исходят от этих произведений искусства.

Кстати, по мнению некоторых исследователей, значение этой серии гобеленов можно найти в "Романе о Розе", французской аллегорической поэмы XIII века.

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, очень интересно было узнать про Даму. Серию этих гобеленов у ХАЕДа давно рассматривала, но вот ведь поискать историю о них и в голову не приходило. :pardon:

Если кому-то интересно, то вот здесь у ХАЕДа 6 гобеленов этой серии: http://heavenandearthdesigns.com/index.php...amp;cPath=1_427

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Валюша, спасибо, что привела здесь очень любопытные предположения касательно Дамы с единорогом! :give_rose: Я прочитала их с большим интересом, поскольку после посещения музея Клюни часто в мыслях возвращалась к этим гобеленам. Они поистине прекрасны, только их надо смотреть "вживую", ни одна фотография не передает всей красоты и внутренней силы, которые исходят от этих произведений искусства.

Кстати, по мнению некоторых исследователей, значение этой серии гобеленов можно найти в "Романе о Розе", французской аллегорической поэмы XIII века.

Ксюшенька, я мечтаю увидеть гобелены вживую! :girl_pinkglassesf: А тебе я предлагаю открыть у нас литературный кружок!

Спасибо, очень интересно было узнать про Даму. Серию этих гобеленов у ХАЕДа давно рассматривала, но вот ведь поискать историю о них и в голову не приходило. :pardon:

Если кому-то интересно, то вот здесь у ХАЕДа 6 гобеленов этой серии: http://heavenandearthdesigns.com/index.php...amp;cPath=1_427

Оля, спасибо большое! Про существование схем у ХАЕДа я не знала.

gracy_trefoil сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Валюша, спасибо, что открыла такую темку!!! :give_rose:

Я тоже темнота..так что с оооогромным интересом буду узнавать новое!!

Ксюшенька, А тебе я предлагаю открыть у нас литературный кружок!

Поддерживаю всеми руками!!!)))

gracy_trefoil и Wian сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
post-3183-1328435880_thumb.jpg
Жан-Этьен Лиотар
Шоколадница, ок. 1743—45
La Belle Chocolati?re, Das Schokoladenm?dchen
Пергамент, пастель. 82,5?52,5 см
Галерея старых мастеров, Дрезден

«Шоколадница», картина

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolati?re, нем. Das Schokoladenm?dchen) — известнейшая картина швейцарского художника метра Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Создана в технике пастели на пергаменте.

Есть несколько легенд о создании этой картины. Первая проста и даже наивна. В одна тысяча семьсот сорок пятом году князь австрийского двора Дитрихштайн заглянул в шоколадный дом в столице, с целью отведать новый напиток - горячий шоколад, уже ставший популярным. Его обслуживала девица по именни Анна Бальтауф. Князь был покорён её красотой и после периода ухаживания он взял девушку в жёны. Картина, о которой идет речь в данной статье и стала свадебным подарком для новой княгини, который влюбленный князь заказал у модного швейцарского художника Лиотара. Мастер нарисовал невесту в костюме официантки, увековечив любовь с первого взгляда.

Именно эта версия, по аналогии с историей Золушки, и была разрекламирована в рекламных проспектах фирмы Baker.
post-3183-1328435868_thumb.jpg

Вторая история рисует будущую княгиню в ином ключе. Девушка по имени Шарлотта Бальтауф происходила из семьи финансиста - её отец был венским банкиром, а полотно было создано в его доме. В пользу этой версии говорит надпись, сохранившаяся на копии картины, которая находится в Лондоне в галерее Орлеанского дома. Третья версия говорит о том, что это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна.

Еще одна история рассказывает о женщине, покорившая мир, гораздо в приземленную историю. Её имя было простым и без претензий на благородство – Нандль Бальтауф. Родители её, как и их предки, были прислугой; и женщины рода Бальтауф практически всегда оказывались в господских постелях и принимали это как должное. Девица якобы посопротивлялась, помучала аристократичного поклонника и в конце концов сдалась. Но стать одной из десятков любовниц было лишь первой целью; подлинной задачей практичной простолюдинки был выгодный брак. В один прекрасный день Нандль стала княгиней Дитрихштайн. И на этом для князя, как и следовало ожидать, все закончилось. Закончились бесконечные любовные утехи, закончились ласковые слова и просто доброе расположение. Нандль взяла мужа в ежовые рукавицы бюргерши. Остаток жизни он пил, ел, толстел, расплывался; она лишила его друзей и света; ни одна женщина больше не смогла бы к нему приблизиться. Княгиня Дитрихштайн хорошо знала свое дело и добилась нужного ей результата. В день смерти супруга она надела на себя приличествующий траур и зажила скромно и отчужденно. «Слава» её была велика, но зрелые годы покрыли грехи молодости. И на закате лет княгиня Дитрихштайн уже вовсю пользовалась почетом и уважением и света, и местных жителей.

Как бы то ни было, в любом случае - личность модели картины точно не установлена. Говоря же о сюжете, то он прост — девушка, одетая в яркий накрахмаленный передник, держит поднос, на котором стоит мейсенская фарфоровая чашка (новинка, писк моды) с шоколадом и стеклянный стакан воды. Модель стоит на мягком нейтральном фоне, ее взгляд обращен вниз, а предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку. Официантка-шоколадница выглядит не стоящей (позирующей в неподвижности); она как бы движется вперёд, подает лакомство на стол. Многочисленные исследователи и критики считают легкую атмосферу картины и непритязательность ее композиции признаком гениальности и ставят работу в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, поглощенных обычными делами. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр. Впрочем, милая, скромная и при этом кокетливая девушка в чепчике не просто целомудренна и чиста. Она одновремнно и лукава, и довольна собой и вообще является подлинным отражением сущности шоколада - подлинное наслаждение, истинный шедевр природы и человеческого разума и творчества.
tatzhil, t-a-t-a, fikus-1 и 21 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Валечка, большое спасибо! Как на экскурсии в музее или галереи побывала. :smile:

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Валентина открыла замечательную тему! Меня тоже терзает всегда интерес, по чьим эскизам, рисункам и работам создаются наборы для вышивания. Понятное дело картины великих! Это увлекательно и очень полезно. Но более того, даже не такие грандиозные, и может неизвестные вышивальцам работы, которыми мы с удовольствием пользуемся для рукоделия и вдохновления тоже имею своего автора, и возможно, название и историю. Незаслуженно их забывать :rolleyes:

ss-kostenko и Wian сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Замечательная тема!!!!!!! БЛАГОДАРЮ!!!!!!!!!!! Столько всего полезного и познавательного!!!!!! :jaza:

Wian сказал(а) спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Девушка с жемчужной сережкой"

post-8532-1365785884_thumb.jpg

На темном фоне в пол-оборота со спины изображена девушка, взирающая на зрителя. Фон своим контрастом к освещенному лицу выявляет и усиливает рельефную пластичность изображения, которое, кажется, преступает иллюзионистическую границу живописи. Рот юной особы полуоткрыт, что часто служит в голландской живописи знаком обращения к зрителю. Голова ее слегка наклонена – так рождается впечатление мечтательности и рассеянности мыслей, но в то же время ее взгляд сосредоточенно устремлен на смотрящего. Девушка одета в простую, лишенную украшений коричневато-желтую кофту, на ее фоне выделяется, словно излучающий свет, белый воротник. Другим контрастом к лицу предстает голубой тюрбан с ниспадающей ей на плечи лимонно-желтой полосой, напоминающей вуаль. Вермеер пишет почти чистыми красками, он сокращает шкалу цветовых оттенков: поверхности в тенях моделируются теми же пигментами. Головной убор девушки кажется экзотическим. Уже в Европе 15 столетия тюрбаны стали излюбленным модным аксессуаром, об этом свидетельствует автопортрет Яна ван Эйка (1433). В годы войны с турками непривычный стиль жизни и одежда «врагов христиан», как это ни парадоксально, очаровывали европейцев. Помимо тюрбана, глаз зрителя притягивает большая, подобно капле, отливающая золотом жемчужина, украсившаяся ушко девушки и выделяющаяся на темном фоне. Жемчужины такого размера могли стоить целое состояние – возможно, художник изобразил сережку несколько большей, светлый блик на жемчужине повторяется в блеске глаз и губ. Жемчужина могла быть настоящей, могла быть новомодным французским изобретением (стеклянный шарик наполняли смесью белого воска и экстракта рыбьей чешуи), или культивированной, производством которых занимались в Венеции. Голубая с желтым ткань тюрбана изображена на другой картине Вермеера – «Аллегория живописи». Как и одежда девушки – сочетание коричнево-желтой кофты с белым воротником, подчеркивающим цвет лица. Картина очень лаконична – нет ни одной лишней детали. Темный фон, который изначально был темно-зеленым (резедовый лак и индиго сейчас почти потеряли свой цвет и темный фон картины – результат ее старения), разделен изображением на неравные треугольники – это придает картине определенный ритм. Складки вертикально спадающей желтой ткани подчеркивают нежный овал лица. Поза ее довольно необычна для портрета – это скорее движение, застывший момент. Девушка смотрит с портрета на зрителя уже более 300 лет и все это время хранит загадочное молчание. Некоторые критики называют ее «нидерландской Монной Лизой». Но Леонардо изобразил взрослую женщину, а Вермеер – совсем молодую девушку. Это – самая известная картина Вермеера. Существует несколько предположений о том, кто позировал Вермееру. Наиболее распространенное мнение – это была его старшая дочь Мария, которой в то время было около 13 лет. Возможно также, что это – ее ровесница – дочь мецената и покровителя Вермеера – Рюйвена, в собственности которой картина оказалась годы спустя. Наименее вероятная, пусть и более романтичная версия описана в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой». Роман, и снятый по нему фильм замечательный уже тем, что о Вермеере узнали люди, далекие от живописи. Авторы несправедливо отнеслись к художнику и, особенно, к его жене, Катарине. Брак Вермеера был намного счастливее, чем описано в книге. Художник женился на красивой девушке немного старше себя, католичке, что уже было вызовом обществу. Катарина была моделью для многих его картин, у них родилось 15 детей, что для Нидерландов было очень необычно – чаще в семьях подрастало 2-3 наследников. А контрацепция была уже известна, и семейным планированием занимались даже в католических семьях. Все это не вяжется с изображенными в книге взаимоотношениями Вермеера и Катарины – они несомненно любили друг друга. К тому же у Вермееров никогда не было служанки по имени Грид. Служанку в доме звали Таннеке Эмерпоэл, и выглядела она куда более прозаично. Она изображена на картине "Молочница"

topaz, natlus, elis и 13 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рембрандт ван Рейн «Даная»

post-8532-1365913468_thumb.jpg

Есть такой миф у греков о дочери царя Аргоса (город в Греции) Акрисия. Ему как-то предсказали, что умрёт он от руки собственного внука. Тогда Акрисий, недолго думая, заточил свою дочь Данаю в башню под стражу. Однако она приглянулась Зевсу, и он проник к ней в виде золотого дождя. В результате этого, Даная забеременела и родила сына Персея. Узнав об этом, Акрисий велел посадить дочь вместе с внуком в бочку и выкинуть в море. Так и сделали, но бочку прибило к берегу, и Даная с Персеем спаслись. Спустя время, на играх, Персей метал диск и случайно попал в отца Данаи, который находился среди зрителей. Так сбылось пророчество.

Из этой легенды один момент получил особое распространение среди художников: получение Зевсом любви Данаи благодаря золотому дождю, тема-то совсем обыденная, не возвышенная — любовь за деньги.

Практически на всех картинах, изображающих встречу Данаи и Зевса, присутствует сама Даная, лежащая на кровати, её служанка, держащая наготове мешок для золота, Амур (сын богини любви) и Зевс в виде золотого дождя.

На картине Рембрандта «Даная» золотого дождя нет, и Амур почему-то плачет, и взгляд девушки устремлен куда-то прямо перед собой, за полог.

Сомнения насчёт картины, или История номер 2

В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Картины переписывали в его присутствии, он тогда подтвердил, что картина с изображённой женщиной и плачущим амуром, действительно «Даная». Если бы не это его утверждение, спустя время искусствоведы, наверное, давно уже переименовали эту картину: она никак не удовлетворяла условиям мифа. Что изображено на ней? Женщина, по внешнему виду, скорее всего беременная, ждёт, с сомнением и трепетом, кого-то (скорее всего, возлюбленного), и руку нерешительно подняла в приветственном жесте. Здесь изображена любовь, обычная, земная, а не любовь за золото. Совсем не та тема мифа.

Но так как, Рембрандт подтвердил, что это Даная, искусствоведы не могли взять в толк, почему он решил так сильно поменять сюжет. Зачем сковал руки Амуру в изголовье и заставил его плакать?

Ещё одна странная деталь заключалась в модели для Данаи. Главным вдохновителем для него была его жена — Саския. На многих его картинах того периода (картина по первоначальным данным была написана в 1636 году) моделью является именно она, как для просто портретных жанров, так и для мифических сюжетов. Вместе с ней Рембрандт часто писал себя. Лицо же Данаи совсем не похоже на лицо его жены.

История номер 1

Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине 20 века. Так была раскрыта первая история картины.

В 1636 году картина была другой. Женщина и служанка (находившаяся тогда по центру), смотрели вверх, на падающий золотой дождь. Даная прощалась с Зевсом, кисть её руки была направлена вниз (это знак прощания). И лицо Данаи было другим — лицом Саскии. Та картина была выдержана в стиле мифа. Однако, уже тогда, Амура Рембрандт написал плачущим и со скованным руками. Он-то знал, что Зевс уходит навсегда, что счастье так мимолётно.

Знал это и Рембрандт. В 1642 году Саския умерла. С этого времени всё в его жизни пошло не так, вплоть до самой смерти.

В 1647 году Рембрандт решил изменить картину. Что его побудило к этому? Единого мнения, как всегда нет. Возможно, он переосмыслил сюжет, решил показать ещё выпуклее, насколько счастье мимолётно. Возможно, на его решение повлияла его тогдашняя связь с Гертье Диркс, по одной версии, во втором варианте изображена именно она.

Нападение на картину

При написании золотого дождя в первом варианте, а во втором — золотого света, Рембрандт добавлял в краску толченый янтарь. Сейчас мы не можем увидеть подлинный свет картины.

В 1985 году, в Эрмитаже, один из посетителей четыре раза плеснул на картину серную кислоту, после чего два раз порезал её ножом. Серная кислота немедленно стала разъедать слои краски, 27% живописи было разрушено.

Как выясниться потом, преступник сделал это по политическим мотивам. Только мотивы эти, в конченом счёте, ничего не стоят, если приводят к разрушению произведений искусства, вообще — к разрушениям...

В 1997 году картину «Даная» закончили реставрировать. Благоприятным фактором для сохранения и возможности реставрации картины после нападения послужило то, что в ней было много слоёв краски и использован лак.

Read more: http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-karti...l#ixzz2QPezb7VX

bakino4ka, topaz, Wian и 7 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

поскольку я в нетерпении отшить "Мадонну Литта" от Золотых ручек, позвольте поговорить об истории этого шедевра)

В 214-м зале петербургского Эрмитажа всегда многолюдно, экскурсанты спешат посмотреть две небольшие картины, составляющие гордость коллекции и являющеся бесспорными жемчужинами мировой живописи. Это «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» написана лет на двенадцать позже "Мадонны с цветком", как считают исследователи около 1490 года.

Джулио Ренато родился в 1763 году в Милане, в семье Литта, принадлежащий к миланской аристократии. Воспитанник иезуитов оказался прирождённым моряком, и молодого Литту сделали командором, доверив ему одну из четырёх галер Мальтийского ордена.Когда Екатерина II обратилась к Рогану с просьбой прислать ей «сведущего в морском деле человека», Роган уверенно рекомендовал Литту как офицера, снискавшего себе «славу и всеобщее уважение». Граф Литта, как сообщал в письме к Екатерине II её поверенный на Мальте капитан Псаро, «с жаром ухватился за этот случай отличиться». Кроме того, в Россию графа влекли, вероятно, и романтические чувства — в ту пору он был увлечён графиней Екатериной Васильевной Скавронской (урождённой Энгельгардт), вдовой российского посланника в Неаполитанском королевстве.26-летний мальтийский рыцарь стал самым молодым генералом в истории Российской империи.Литта стал фактическим заместителем командующего галерным флотом принца Нассау-Зигена и вместе с ним прославился победой в Первое первой битве при Роченсальме (1789), за которую получил орден св. Георгия 3-й степени.В Роченсальмском сражении русский галерный флот, одним отрядов которого командовал Литта, одержал блестящую победу. Однако, в следующем сражении проиграл, после чего подал в отставку. Любовная история Юлия Помпеевича имела счастливое завершение — ему удалось покорить сердце Екатерины Скавронской. По личной просьбе Павла I Папа Пий VI снял с графа обет безбрачия, который Литта давал при вступлении в орден, и он женился на той, которая, по словам современников, была «прекрасна собою» и имела «добрую душу и чувствительное сердце». Кроме того, Екатерина Скавронская владела огромнейшим состоянием. Литта был рачительным и заботливым хозяином, имения процветали.

Откуда картина, написанная Леонардо на небольшой доске, взялась в семействе Литты, доподлинно неизвестно. Существовала, правда, легенда, по которой выходило, что великому художнику позировала одна из красавиц этого старинного миланского рода. Поговаривали, что она была влюблена в Леонардо, и тот даже отвечал ей взаимностью. Впрочем, за триста лет события прошлого покрылись мраком — быль и небыль смешались, но история подтверждала, что Леонардо действительно в 1480-х годах жил в Милане, художнику было чуть больше тридцати, и он приехал по приглашению правителя города герцога Лодовико Моро для устройства оборонительных сооружений.

Законных наследников Литта не имел. Но у него были двое незаконнорождённых детей -дочь и сын от некой француженки. Сын внешне напоминал отца и под псевдонимом Аттил (Литта, если читать наоборот) сделал театральную карьеру. Согласно завещанию Литты, всё состояние покойного было разделено между внучкой Юлией (графиней Самойловой), двумя незаконными детьми и различными благотворительными учреждениями. Литта не любил роскоши и никогда не пускал «денег на ветер», поэтому состояние его было немаленьким. Известно, однако, что Юлия Самойлова свою часть наследства благополучно промотала. К моменту смерти Юлия Помпеевича его супруги, Екатерины Васильевны, не было в живых уже 10 лет. А внучка Юлия к тому времени успела побывать замужем за полковником лейб-гвардии Преображенского полка графом Самойловым и вскоре с ним разойтись. Кто знает, возможно, именно «Мадонна» Леонардо, на которую она любовалась с детства, по-своему повлияла и на ее судьбу? Сумасбродная красавица, она очертя голову влюбилась в русского живописца Карла Брюллова и стала его музой. Вслед за Брюлловым Юлия уехала в Италию. И там познакомилась с миланскими родственниками своего крестного отца. Почему она отдала «Мадонну с младенцем» его племяннику — Антонио Литте, доподлинно неизвестно. Так или иначе, но картина вернулась в родное палаццо. Впрочем, кажется, «Мадонна» уже не считала дворец в Милане родным. Краски начали выцветать и шелушиться, будто картина тосковала по далекой России. Когда Антонио в 1864 году предложил продать картину для коллекции русского императорского двора, никто из семьи Литта не возражал. 12 января 1865 года покупка состоялась, и директор Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов поспешил в Петербург. Картине требовалась срочная реставрация, однако приглашенные из-за рубежа специалисты наотрез отказались браться за нее. Выручил эрмитажный столяр Александр Сидоров, которому удалось переложить красочный слой с прогнившего дерева на новый холст и тем самым спасти шедевр. После реставрации «Мадонна Литта» заняла достойное место в Эрмитаже.

Минуло несколько десятилетий, и после Октябрьской революции в залах Эрмитажа стали появляться коллекционеры из-за рубежа, которые принялись скупать полотна Рафаэля, Боттичелли, Тициана, Веронезе, Ван Эйка. Приглядывались они и к «Мадонне Литте». Работники музея, несмотря на угрозу репрессий, пытались сопротивляться, но многие произведения искусства спасти так и не удалось. Пропала «Мадонна Альба» Рафаэля, которую весь мир называл «Петербургской Мадонной», исчезла и тициановская «Венера перед зеркалом» — одна из лучших работ мастера. Однажды директор Эрмитажа академик Орбели обнаружил спецов Внешторга и перед «Мадонной Литтой». Нет, он не мог позволить, чтобы Эрмитаж лишился своей лучшей картины! Вечером академик вынес «Мадонну» под пиджаком. А чтобы бдительная охрана, ежевечерне строчившая донесения в «органы», не смогла ни о чем догадаться, подготовил отчет, в котором говорилось, что картина находится в плачевном состоянии, краски осыпались, изменив изображение до неузнаваемости. Если же чиновники Внешторга попросят-таки предъявить картину, Орбели решил показать какой-нибудь старый размытый холст. Такой поступок по тем временам был сродни подвигу. Ведь если бы правда раскрылась, под расстрел пошел бы не только директор Эрмитажа, пострадала бы вся его семья. Но, видно, «Мадонна Литта» всегда хранила тех, кто ее любил. И как все истинные Литты, она была своенравна. Не захотела покидать Россию — и не уехала.

Аве Мария, грация плена.

Перед глазами вспыхнет мгновенно,

Холст Леонардо, синью залитый,

О, белла донна, мадонна Литта

Скошен на зрителя глаз у младенца,

От совершенства сжимается сердце,

Чем опечален отрок небесный,

Так и останется нам неизвестно?

Аве Мария, грация плена

Звук клавесина, нить гобелена,

Еще не поздно, спасите души,

От самомнения и равнодушия

Аве Мария, грация плена

Вечно искусство, жизнь наша бренна,

Не оторваться от плавных линий,

Не насладиться лютней Каччини

Аве Мария, грация плена,

Благоговейно склоняю колено,

Перед иконой, той знаменитой

О, белла донна, мадонна Литта.

То, что понятно — быстро забыто.

В каждом шедевре тайна сокрыта

Неистощим исток вдохновенья

Аве Мария, грация плена!

В. Гамов. Мадонна Литта

18070010madonnalitta.jpg

Лена1973, Wian, bakino4ka и 8 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Карл Брюллов. Вирсавия.
1832. Холст, масло. Не окончен. 173 x 125,5.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

post-8532-1365945686_thumb.jpg

Около 1832 года художник создал произведение, которое явилось как бы итогом его творческих исканий в жанровой живописи и мифологии. У него возникает замысел картины «Вирсавия», над которой он работал более четырех лет.

Брюллов был наполнен идеей изобразить обнаженное тело, освещенное лучами заходящего солнца. Тончайшая игра света и тени, воздушность среды, окружающей фигуру, не лишили ее скульптурной объемности и четкости силуэта. В «Вирсавии» художник передает чувственную эротику, по-мужски откровенно любуясь каждой складочкой стройного тела и прядями густых распущенных волос. Усиливая впечатление, мастер обратился к эффектному приему цветового контраста. Матовую белизну кожи Вирсавии оттеняет темная кожа прильнувшей к госпоже служанки-эфиопки.

Картина написана по мотивам сюжета из Ветхого завета. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу Вирсавию. Сняв одежды, обнаженная женщина готовилась войти в воды мраморной купальни. Царь Давид был поражен красотой Вирсавии и им овладела страсть.

Муж Вирсавии, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар.11:15). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.

При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Ее влияние на Давида, по-видимому, было велико. Она побудила его провозгласить своего старшего сына Соломона царём. Затем она во многом содействовала разоблачению намерений Адония (четвёртого сына Давида) занять престол своего отца. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям (Соломону и Нафану).
чеба, Веселинка, topaz и 6 других сказали спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Правила форума
Поиск в
×